Стратегическое планирование в цифрах, или как построить финансовую модель

Mona-lisaСтратегическое планирование в компании является одним из обязательных процессов, позволяющих менеджменту и акционерам определить и согласовать основные направления движения на ближайшие периоды.

Не вдаваясь в подробности стратегического планирования в целом, мне хотелось бы привлечь Ваше внимание к одной из основных частей данного процесса — составлению финансовой модели.

Финансовая модель стратегического планирования по сути своей является небольшим бизнес-планом, с той лишь разницей, что составляется он на несколько лет (обычно от трех до пяти), но на этом его отличия не исчерпываются. Также важным различием стратегического плана от операционного (тактического) является глубина погружения (детализация) и использование укрупненных оценок.

Итак, в условиях большей неопределенности, значительно большей, чем при оперативном, годовом планировании, а также с учетом необходимой степени достоверности, можно определить следующие основные параметры, предъявляемые к стратегической финансовой модели:

Простота модели. При использовании такого тяжелого инструмента как годовой бизнес-план, либо бюджет, размером в несколько альбомов и до сотни форм, процесс стратегического планирования может превратиться по трудоемкости еще в одну «кампанию» по планированию длиной в несколько месяцев. Причем данные ресурсы с большой долей вероятности будут потрачены впустую по причине несопоставимости затрат на формирование «суперточной» финансовой модели, и ценности этой модели в условиях серьезной неопределенности на горизонте планирования.

Стратегическое планирование и управление стоимостью компании

ValueВ рамках формирования стратегии, на этапе разработки стратегической финансовой модели и определения ключевых показателей, неизбежно возникает вопрос, о параметрах оценки результатов стратегического планирования, которые можно смартизировать (четко сформулировать, оценить и пр.), применять в дальнейшем в целях управления и мотивации сотрудников, использовать как ориентир в процессе формирования стратегии.

Принимая во внимание, что основной целью для акционера, в большинстве случаев, является увеличении стоимости его активов, целесообразно включить в стратегическую модель блок расчета стоимости компании, как универсального измерителя ее состоятельности.

На практике, существует множество подходов к определению стоимости компании. Но ввиду того, что ежегодная оценка стоимости, проводимая с привлечением специализированных организаций, идет в разрез с принципом баланса важности/полезности информации и стоимости ее получения, целесообразно остановиться на нескольких доступных и известных методах, применение которые мы и рассмотрим.

Информационные ресурсы финансового директора. Эффективное использование

InfResurs

В профессии финансового руководителя, а равно как и специалиста, важно своевременное получение необходимой информации и ее обработка. Каждое утро, день, вечер или даже ночь, кому когда удается ;), мы знакомимся со свежей информацией, поступающей к нам из газет, журналов, интернета, электронной почты.

Предлагаю обсудить вопрос полезных источников информации для финансового директора, и их эффективного использования. Для примера, начну с себя, и на личном опыте поделюсь своим пулом информационных потоков, которые в настоящее время использую. Их можно разделить как по  категориям (печатные издания, электронные издания, сайты, почтовые рассылки), так и по частоте использования/издания (ежедневные, еженедельные, ежемесячные). Потоки приведены в структуре: название ресурса, версия для использования, частота издания, личный рейтинг полезности.